Как сделать классный репортаж для газеты (сайта).Что нужно для этого знать.

imagespress
Сегодня большинство СМИ ушло в интернет и больше не заморачиваются на отличных материалах. Все больше в ходу «копипаст» и «рерайт». Причем обычно рерайт с рерайта. Какой-нибудь ньюсмейкер (Униан, Интерфакс), благодаря своим «бегункам», что присутствуют на всех событиях и прессухах, выдает информацию, а ее передирают другие, делая из информации рерайт и выдавая инфу за свою. Мол, мало ли, где добыли. Есть и все. Далее, если это интернет сайт, эта рерайт-статья попадает в ротатор новостей, например на «Укрнет» и привлекает к себе ТОЛЬКО ЗАГОЛОВКОМ читателей. За один такой переход хозяин сайта платит ротатору 2-5 центов. Таким образом он «нагоняет» на сайт посетителей, делает траффик и продает с площадки рекламу. Такой себе бизнес. И мало кто думает об истинной журналистике. Только печатные СМИ еще позволяют себе делать профессиональные репортажи, интересные статьи, расследования и т.п. Ну, может единицы из электронных изданий.

И все-таки я верю, что журналистика на корню не загнется. Что есть еще молодые и резвые, которые хотят делать настоящие репортажи, делать себе имя.

Начнем с первых шагов. Ведь, чтобы подготовить классный репортаж, нужно иметь кое-какой опыт, креативное мышление и ломиться напролом там, где обычный человек или журналист-посредственность пасует.

Самыми распространенными ошибками начинающей акулы пера на выезде (мероприятии) являются:

* Страх перед героями события, государственными чиновниками, крупными бизнесменами, охраной этих людей.

* Страх наплевать на пресс-службу (ПС). Не копать «глубже» того, что дали в пресс-службе. Поверьте, официалка, что там дают, мало кого интересует. Читателю нужен сюжет, развитие событий, движ, тайные моменты. То, о чем никто не знает.

Еще пару слов о пресс-службах. Важной задачей журналиста является игнор этих самых товарищей. Вам, как журналисту нужно проникнуть туда, куда ПС запрещает, вынюхать все самое скандальное и тщательно скрываемое.

Возьмем, в качестве примера, ничем не привлекательную прессуху (пресс-конференцию), скажем в милиции (полиции) на тему введения в обиход ГАИ (ГИБДД) прибора «Визир», который измеряет скорость проезжающих авто. Новую «фару», короче.

Что при этом происходит:

Вы, как журналист от издания, аккредитуетесь, проходите в зал, сидите и слушаете какого-нибудь начальника среднего уровня в ГАИ, который говорит о том, какое «Визир» классное нововведение. Получаете от пресс-службы бумажки с релизом и все. Да, вы напишете об этом в газете, но момент «проникновения» в МВД (ГАИ) не использовали. Написали по указке — о том, что вам всучили.

Я обычно (да и другие опытные журналюги) использую такие прессухи для другого: найти кого-нибудь из других начальников-милиционеров (генералов) и взять коммент совсем на другую тему. Например, как ведется расследование громкого убийства бизнесмена. Или же, если ваше перемещение ограничено залом, нужно отловить после выступления начальника (самого большого) и поговорить с ним на более интересные темы. Если тем нет, то нужно найти такую изюминку, которая нужна для отличного материала. Т.е., поскольку мы сейчас в ГАИ, то можно спросить начальника, что находится на прессухе, о громких угонах за последнее время, о крупных ДТП с чиновниками (они всегда есть, просто не афишируются).

Да, и пару вопросов на тему конференции тоже нужно задать. Только с подковыркой. Например, как часто ломаются такие приборы? Как прибор работает в сумерках? Куда сдаются записи с прибора. В общем, ищите вопросы, которые не освещались на докладе и которых докладчики боятся. Так сказать, тонкие места. От пресс-службы вам нужен только релизик, чтобы иметь ствол доклада.

Вывод: никогда не надейтесь на пресс-службу. Она — ваш враг (немножко друг). Ваше кредо: добывай любую информацию сам.

Идем дальше.

Кроме того, о чем я написал, одним из страхов журналиста является боязнь задавать неудобные и некорректные вопросы. Вам не нужно этого бояться и пытаться выглядеть этичным товарищем. Когда вы работаете, вы — циник и забудьте о нравах. Иначе ваш материал не будет интересным. Ведь, без каверзных вопросов, нет классного материала. Не бойтесь. Задавайте вопросы в лоб, прямо без экивоков. Можете даже застать отвечающего врасплох. Этого тоже не бойтесь. Если вам попался «сложный» человек, говорите много, чтобы его запутать и вылавливайте из его ответов главные крупицы информации, которые потом составят костяк статьи. Разумеется всегда и все пишите на диктофон, чтобы потом на вас не наехали, как на выдумщика. Вы даже в суде сможете предоставить эти записи, хоть они и не являются доказательством. Однако, судьи — тоже люди и понимают, где правда, а где ложь.

Если вы идете на конференцию или мероприятие, вы должны четко знать, кто там будет, что там будет, и правильно подготовиться. Приготовить соответствующие вопросы присутствующим. Ориентироваться в теме, что будет излагаться. Журналист, который не готов к уроку — плохой журналист.

Всегда одевайтесь неприметно, чтобы была возможность проникать «за кулисы». Если вы пришли на конференцию, где будет присутствовать «большой политик», бизнесмен или другая Фигура попытайтесь проникнуть к черному ходу, поскольку «большие люди» не входят в главный подъезд. А тихонечко приезжают и уезжают через неприметные входы-выходы. Если вас остановила охрана, не воюйте с ними, доказывая правоту или блефуя. Дохлый номер. Лучше сразу дать заднюю и найти другие пути проникновения к нужному месту.

И запомните, нет такого события, с которого нельзя сделать классный репортаж. Даже, если вас везут в составе пресс-группы в закрытое место, где будут, например, только разговоры в закрытом помещении, свалить с которого не удастся. Обращайте внимание на мелкие нюансы, подслушивайте разговоры принимающей стороны, задавайте каверзные вопросы. Пробуйте поменять план, давя на организаторов. Любые другие открытые события, такие, как забастовки, парады вообще кишат эксклюзивной информацией. Нужно только поднять ее с пола.

И еще хочу обратить внимание на источники, которые дают журналисту информацию. Чем круче (выше и солиднее) источник (информатор), тем эксклюзивнее информация, тем выше интерес читателя к статье, где присутствует такая инфа. Ищите такие источники.

Что отличает успешного журналиста от посредственности? Наличие источников информации, способ подачи информации и уровень написания текста. Если у вас все это есть, то вы — отличный журналист. Если еще нет, работайте над этим.

И последнее. Всегда проверяйте достоверность информации. Иначе рискуете попасть, если не под суд за ложь, то в категорию обманщиков. После нескольких лживых подач, с вами перестанут иметь дело и информаторы и читатели. Очень сложно потом отмыться от такой репутации.

В следующих заметках на тему журналистики, будем двигаться дальше к профессиональным вершинам. Если интересно, подпишитесь ))

Тепла вам в душе!
13

http://www.you-author.com/kak-sdelat-klassnyj-reportazh-dlya-gazety-sajta-chto-nuzhno-dlya-etogo-znat/#more-1169

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: